
Небольшой ликбез в начале: термин «оборачиваемость» не говорит о том, что речь идет только о скорости продажи, но показывает и о возможностях высвобождения капитала и его реинвестирования.
Представим, что это тест из журнала для бизнесмена под названием “На ту ли лошадь ты поставил ставку?”, где за каждое “Да” вы будете присваивать себе 1 балл.
Вопрос 1. Вы оцениваете эффективность своих товаров через маржинальность, считая, что высокий процент наценки гарантирует успех? Да/Нет
Вопрос 2. Товар с маржинальностью в 50%, ценой продажи в 5000 рублей и с реализуемыми 20 единицами в месяц лучше, чем товар с маржинальностью в 20%, ценой продажи в 1000 рублей и с реализуемостью в 200 единиц в месяц? Да/Нет
Вопрос 3: Высокая оборачиваемость товара не является важным параметром для поддержания объема оборотных средств в компании? Да/Нет
С тестом покончено. Если вы у вас больше ответов “Да”, то вы самое слабое звено, мне жаль. И теперь объясню почему вы не только сильно заблуждаетесь, но и теряете ощутимую сумму денег, сфокусировавшись лишь на маржинальности.
Представим, что предприниматель работает с двумя товарами, у которых одинаковая маржинальность, но разная себестоимость и объем продаж. Посмотрим, как оборачиваемость влияет на прибыльность каждого из них.
- Товар A: маржинальность 40%, цена продажи — 10,000 рублей, себестоимость — 6,000 рублей. За месяц продается 10 единиц, что приносит 40,000 рублей чистой прибыли.
- Товар B: тоже с маржинальностью 40%, но с ценой продажи — 2,000 рублей и себестоимостью — 1,200 рублей. Этот товар продается быстрее, например, 200 единиц в месяц, и приносит 160,000 рублей прибыли.

Удивительно, правда? Несмотря на одинаковый процент маржинальности, товар B за счет высокой оборачиваемости дает в четыре раза больше прибыли, чем товар A.
И именно такой подход к выбору товаров позволят любому предпринимателю быстрее оборачивать капитал, поддерживать свободные средства. А где есть свободные средства, там и простор для новых маневров.
Но, представим, данный пример вас не убедил. Тогда на очереди новый аргумент в пользу оборачиваемости.
Оборачиваемость — это ведь не просто показатель скорости продаж, а важный инструмент, влияющий на возврат инвестиций (ROI). Чем выше оборачиваемость, тем быстрее ваши вложения возвращаются в оборот, и тем быстрее вы можете их реинвестировать.
Например, вложение в товар с низкой оборачиваемостью может долго оставаться «замороженным», но при высокой оборачиваемости вы получите возможность в короткие сроки вывести средства на более выгодные позиции, быстрее увеличивая общий оборот и прибыльность бизнеса.
Сравним два примера. При равных стартовых вложениях товар с быстрой оборачиваемостью вернет инвестиции и начнёт генерировать прибыль на 20-30% быстрее, чем товар с низкой оборачиваемостью. При этом ваш ROI может вырасти на аналогичный процент, что увеличивает долгосрочную финансовую стабильность бизнеса.
К чему я это все? Если вложения в товар с быстрой оборачиваемостью возвращаются за 3 месяца, то с низкой оборачиваемостью этот процесс может растянуться до года.
“У меня все деньги застряли в товаре!” — последний аргумент против ставок исключительно на маржинальность.
Допустим, бизнесмен продает одежду, и его общий доход составляет 1 миллион рублей в месяц. Если он инвестирует в высокомаржинальные товары, которые продаются медленно, например, по 5 единиц в месяц, его средства будут «заморожены» в запасах, что ограничит гибкость в случае колебаний спроса. Но что будет, если он выберет товар с низкой маржинальностью, но с высокой оборачиваемостью, скажем, продающийся по 100 единиц?
Все верно, его общий объем оборотных средств улучшится, а значит, он сможет быстрее наращивать оборот и увеличивать капитал.
Ну и резюмируя, оборачиваемость позволяет предпринимателю:
- Минимизировать риски из-за залежавшихся запасов, которые теряют ценность или устаревают.
- Повысить эффективность управления запасами, высвобождая средства для реинвестиций.
- Снизить затраты на хранение, так как товары быстрее выходят из оборота.
Вывод: стоит выбрать оборачиваемость
Как вы можете прямо сейчас оценить и улучшить оборачиваемость ваших товаров без аналитиков и дополнительных расходов?
- Определите для каждого товара, сколько времени он занимает на складе. Высокая оборачиваемость снижает необходимость в больших складских запасах и экономит средства, которые можно инвестировать в более ликвидные позиции.
- На основе данных об оборачиваемости пересматривайте ассортимент, избавляясь от позиций, которые занимают много места, но продаются медленно, тем самым, высвобождая капитал для более востребованных позиций.
- Для точного понимания того, какие товары являются вашими «звёздами», используйте ABC-анализ.
- Принимайте решения об объёме и частоте поставок так, чтобы минимизировать излишние запасы и сократить затраты на логистику.
Что я хотел всем этим сказать? То что оборачиваемость — это не просто скорость движения товаров; это стратегический показатель, который открывает возможности для реинвестирования и увеличения доходов.
Надеюсь, у меня получилось.